Тахограф используют в коммерческих грузо- и пассажироперевозках. В спорных ситуациях контрольный прибор защищает интересы не только владельца компании, но и самого водителя. Подробнее о функциях, разновидностях и принципе работы устройства — в статье.
Зачем нужен тахограф
Основная функция тахографа — фиксация информации об автомобиле и его водителе. Речь идет о таких данных:
- время водителя в пути;
- скорость движения автомобиля;
- время перерывов, отдыха, простоя;
- пробег авто.
Современные тахографы также отображают идентификационные данные водителя. Например, имя, идентификационный номер. Эта функция позволяет отследить время работы конкретного водителя.
Тахографическое оборудование не только фиксирует вышеуказанную информацию, но также шифрует ее и надежно хранит в первоначальном виде. Поскольку информацию о водителе и ТС нельзя изменить, то ее считают объективной и используют в качестве доказательств при появлении спорных ситуаций. Данные с жесткого диска тахографа рассматривают даже суды.
Тахограф: его устройство и принципы работы
Тахограф устанавливают в кабине автомобиля. Важно, чтобы водитель имел доступ к панели прибора, на которой находятся элементы управления. Все данные отображаются на экране тахографа, который бывает монохромным, цветным, с разными видами подсветки.
Прибор подключают к бортовой сети авто. При заглушенном двигателе тахограф работает в автономном режиме — от собственной батареи. Для дополнительной защиты данных используют энергонезависимый модуль памяти. В нем сохранится вся информация, даже если тахограф будет длительное время обесточен.
Чтобы фиксировать данные о движении авто, подключают датчик скорости. Для этого используют штатные разъемы.
Персонализация доступа — важная функция электронных тахографов. Чтобы использовать прибор, водитель устанавливает персональную карту. Без тахокарты устройство не будет записывать данные о маршруте. В случае ДТП система поможет установить, какой водитель был за рулем ТС в момент столкновения и даже может подать сигнал бедствия.
Разновидности тахографов
Бортовые самописцы изначально были аналоговыми. Это простые механические, дисковые или электронно-механические приборы. Использовать такие тахографы сегодня запрещено на законодательном уровне, поэтому их больше не производят.
Сегодня для контроля действий водителя используют цифровые бортовые приборы. Они собирают информацию и записывают ее на жесткий диск. Некоторые модели оснастили термопринтерами. Такие устройства не только выводят данные на экран, но и могут распечатать их без подключения к периферии.
Наиболее популярны в России такие модели:
На коммерческом авто можно ездить с тахографом как отечественного, так и зарубежного производства. Главное, чтобы устройство прошло сертификацию в Российской Федерации и получило допуск к эксплуатации.
Зачем нужны модули СКЗИ (НКМ)
Необходимые функции для тахографа зависят от рейсов автомобилей. Здесь есть два варианта:м
- На автомобиль, который эксплуатируют по территории РФ, возможна установка тахографа с навигационным криптозащитным модулем СКЗИ.
- Если автомобиль выполняет в том числе зарубежные рейсы, то на него устанавливают тахограф с ЕСТР.
Блоком СКЗИ называют систему шифрования (криптозащиты) данных. Ее встраивают в бортовой тахограф. Для питания блока используют резервную батарею: благодаря этому даже при обесточивании тахографа устройство продолжает работать.
Блок СКЗИ включает в себя такие компоненты:
- приемник ГЛОНАСС;
- собственный модуль памяти;
- акселерометр;
- хронометр.
Блок СКЗИ в тахографе собирает, шифрует и хранит информацию. Он собирает информацию непосредственно от датчиков, далее данные обрабатывает микропроцессор и отправляет в модуль памяти, где они хранятся в зашифрованном виде. Чтобы получить доступ к этой информации, необходим электронный ключ. Любые изменения или корректировки данных невозможны.
Модули НКМ имеют ограниченный срок эксплуатации. Когда блок устанавливают в тахограф, он автоматически активируется в момент использования устройства. Спустя три года нужно заменить модуль. Эта процедура предполагает извлечение старого блока СКЗИ из тахографа с последующей установкой и активацией нового. Оказывать такие услуги могут лишь в лицензированных мастерских. Допуск к работе с криптографическим оборудованием дает ФСБ РФ.
На какие автомобили нужно обязательно установить тахограф
Конструкция цифровых тахографов универсальна, потому их можно устанавливать на любые автомобили. Но для ряда ТС оснащение бортовым самописцем прописано в законодательстве.
Основной критерий для установки тахографа — цель использования автомобиля. Если вы водитель и используете грузовик или микроавтобус в личных целях, то вам необязательно покупать тахограф (но законом это и не запрещено). Иногда самописцы устанавливают по желанию водителя, чтобы получать сведения о режиме вождения.
Другое дело, когда авто используют в коммерческих целях. Тогда закон требует, чтобы предприниматель установил тахограф.
Если водитель периодически использует машину в личных целях, то на нее следует установить тахограф с режимом «OUT». Когда ТС находится вне коммерческого рейса, можно использовать этот режим. Например, при перегонке автомобиля на СТО. Если же режим «OUT» активировали при пассажирских или грузовых перевозках, это считается нарушением закона.
Установка тахографа потребуется для таких ТС:
- Авто, которые совершают международные перевозки.
- Грузовых авто, которые используют для транспортировки грузов разных классов опасности и грузовых авто с массой более 3,5 тонн.
- Грузовых авто, которые используют ИП и юрлица.
- Микроавтобусов, автобусов с восемью и более пассажирскими местами, которые относятся к категории М2 или М3.
Согласно Приказу Минтранса РФ от 28.10.2020 № 440 (ред. от 01.09.2022).
Когда тахограф не нужен
Тахограф можно не ставить на такие ТС:
- троллейбусы;
- машины ФСБ, МЧС, МВД и других силовых ведомств;
- авто коммунальных служб;
- военные ТС;
- авто для международных перевозок с ЕСТР-устройствами;
- ТС, которые не выезжают на дороги общего назначения, но при этом перевозят грузы или пассажиров;
- ТС, выпущенные более 50 лет назад, и которые не предназначены для грузо- или пассажироперевозок;
- ТС, которые зарегистрированы органами госнадзора за техническим состоянием самоходных машин и прочих видов техники;
- учебные машины, которые не используют в коммерческих целях;
- транспорт, который проходит официальные дорожные испытания.
На остальные коммерческие ТС установка тахографа обязательна.
Штрафы за нарушения
Согласно ст. 11.23 КоАП РФ, ответственность предусмотрена за следующие нарушения:
- Управление ТС без тахографа (штраф выписывают водителю).
- Выпуск машины без бортового самописца на линию (штраф на должностное лицо).
- Несоблюдение режима труда и отдыха (штраф на водителя, ИП, юрлицо, должностное лицо).
- Нарушение временных норм управления ТС.
За управление ТС без тахографа, когда его установка обязательна по закону, водителю грозит административная ответственность. Размер штрафа — 3–5 тысяч рублей.
Если машину выпустили на линию без тахографического оборудования, суммы взысканий зависят от виновника:
- Должностное лицо получит штраф в размере 7–10 тысяч рублей.
- ИП заплатит 15–25 тысяч рублей.
- Штраф для юрлиц — 20–50 тысяч рублей.
Сумма взысканий за нарушение режима труда и отдыха или несоблюдение норм времени управления ТС также зависит от виновника:
- Для водителей — это 1,5–2 тысячи рублей.
- Для должностных лиц — это 7–10 тысяч рублей.
- Для ИП — это 15–25 тысяч рублей.
- Для юрлиц — 20–50 тысяч рублей.
Важно не только установить тахограф на коммерческий транспорт, но и активировать его, правильно использовать, оформить всю сопроводительную документацию. Оставьте заявку на сайте «ГЛОНАСС мониторинг транспорта» — и в течение 3 дней мы установим вам надежное оборудование.