Перейти к содержимому

Глонасс Мониторинг Транспорта

Датчик уровня топлива (ДУТ)

Датчик уровня топлива (ДУТ) оповещает о количестве топлива в системе, помогает определить его расход, выявить сливы горючего. Все это способствует снижению расходов на заправку, помогает упростить содержание автомобильного парка и более точно планировать бюджет. 

В статье рассмотрим, как устроен датчик уровня топлива, как предотвратить его поломки, как проверить это устройство для контроля топлива мультиметром, как его установить.

Как работает ДУТ

Задача этого элемента в том, чтобы показывать на приборной панели уровень топлива в авто. Он передает данные на преобразователь, который отображает их на приборной панели.

Есть три типа ДУТ: поплавковые, емкостные, ультразвуковые. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Поплавковые

Обычно такие устройства устанавливают на заводе. У них невысокая точность: погрешность может в некоторых случаях достигать 30%. 

Поплавковый ДУТ — поплавок, погруженный в горючее. Он соединен с потенциометром (переменным резистором). При уменьшении или увеличении уровня топлива его сопротивление меняется, как и выходящее из датчика напряжение. Эти данные и видит водитель на приборной панели.

Емкостные

Это наиболее популярный тип ДУТ, который представляет собой электрический конденсатор. В нем две трубки, которые вставили друг в друга без соприкосновения, служат измерительным элементом. На них подают ток, а пространство между ними заполняет горючее (диэлектрик). Две трубки выступают обкладками конденсатора. Сверху они соединяются платой ДУТ. Уровень горючего между трубками соответствует его уровню в баке.

Эти датчики устанавливают самостоятельно водители и владельцы автопарков для получения более точных показаний (по сравнению с поплавковым). Еще один плюс таких ДУТ — они работают с системой мониторинга. Это позволит владельцам компаний контролировать расход горючего, в том числе за отдельный период, в реальном времени.

Ультразвуковые

Устанавливают снаружи бензобака. Такой ДУТ представляет собой излучатель УЗ-волн. Эти волны проходят через горючее, а когда достигают воздуха — отражаются. Отраженную волну улавливает прибор. Уровень топлива определяется в зависимости от времени, за которое волна достигнет воздуха и отразится. Такие ДУТ тоже часто становятся составляющей системы мониторинга: их можно подключить к GPS-трекеру.

Основные признаки поломки

Главный признак поломки ДУТ — несовпадение реальных данных и на приборной панели. Также стрелка прибора может постоянно «скакать» или оставаться на нуле, не гореть лампа минимального остатка.

Ездить со сломанным датчиком можно, но это неудобно: постоянно нужно контролировать, сколько горючего осталось, возить с собой канистру с топливом. Если этого не делать, можно израсходовать топливо «до последней капли», а это уже грозит поломками, в частности, топливного насоса.

Как предотвратить поломки датчика уровня топлива

Для предотвращения проблем с ДУТ важно следить за его состоянием и правильной эксплуатацией автомобиля:

  • систематически обслуживать систему подачи топлива;
  • избегать заправки машины топливом низкого качества;
  • при первых признаках неполадки обращаться к специалистам для диагностики и замены.

Также важно доверить установку датчика уровня топлива опытным мастерам.

Виды датчиков по интерфейсам подключения

В автомобилях используются различные типы датчиков уровня топлива, которые различаются не только по принципу работы, но и по интерфейсу подключения. Рассмотрим каждый из этих типов более подробно.

  • Аналоговые датчики уровня топлива. Работают на основе изменения напряжения или тока в зависимости от уровня топлива. Они подключаются к измерительной системе с помощью проводов, по которым передается аналоговый сигнал. Например, напряжение может варьироваться от 0 до 10 В, где 0 В — пустой бензобак, а 10 В — полный. Минус таких устройств — довольно высокая погрешность: приблизительно 4%.
  • Цифровые датчики уровня топлива. В конструкции таких устройств есть электронная плата, анализирующая данные измерительного элемента. Информация об уровне горючего поступает в формате условных цифр, после чего преобразуется в объем. Основное преимущество — высокая точность измерений. 

Значительно реже применяют частотные ДУТ. Они измеряют уровень горючего на основе изменения частоты импульсов. Частота сигнала в них пропорциональна уровню топлива. Такие устройства не очень точные и медленные, а потому их почти не используют. 

Как устанавливают ДУТ

Датчик уровня топлива подбирают в соответствии с размерами топливного бака. Важно, чтобы длина измерительной части была больше его высоты. Это даст возможность измерять даже малый объем горючего. Если измерительная часть слишком большая, ее можно обрезать при монтаже. 

Установка происходит так:

  • Бак снимают с ТС, сливают горючее и выпаривают остатки. Это важный этап, так как он обеспечивает безопасность при выполнении работ и предотвращает возможные воспламенения.
  • В верхней части бензобака проделывают отверстие для вставки измерительной части устройства. Размер и форма отверстия должны соответствовать параметрам ДУТ для обеспечения плотного прилегания и предотвращения утечек.
  • Измерительную часть датчика вставляют в проделанное отверстие и фиксируют ДУТ на поверхности бензобака. Надежная фиксация важна для предотвращения смещения устройства в процессе эксплуатации.
  • После установки ДУТ его подключают к электропитанию. Важно следовать инструкции производителя для правильного подключения и предотвращения коротких замыканий.

Калибровка — обязательная часть процедуры установки. Она подразумевает настройку точности измерений датчика. Калибровка включает в себя проверку показаний ДУТ при различных уровнях топлива.

Также проводят тарировку (определяет зависимость объема топлива от высоты). Это настройка значений датчика в соответствии с формой бензобака для преобразования показаний ДУТ в литры.

В завершение, устройство подключают к трекеру или другой системе мониторинга, которая будет обрабатывать и отображать данные об уровне топлива. Это позволяет контролировать уровень горючего в реальном времени.

Работоспособность устройства: как проверить датчика уровня топлива

Рассмотрим основные этапы, как проверить исправность датчиков уровня топлива.

Прежде чем начинать проверять датчик уровня топлива, следует убедиться, что есть горючее, открыть крышку бензобака для доступа к ДУТ.

  1. Нужно включить зажигание и посмотреть на приборную панель. Стрелка, которая показывает уровень топлива, должна переместиться в зависимости от уровня горючего.
  2. Необходимо осмотреть приборную панель, убедиться, что указатель уровня топлива перемещается корректно при расходе или заливе горючего.
  3. Следует выключить зажигание, отсоединить ДУТ и проверить, есть ли на разъемах и контактах коррозия, повреждения: надежные электрические контакты обеспечивают стабильную передачу данных к бортовой системе автомобиля. При необходимости следует очистить контакты.
  4. Важно оценить сопротивление. Для этого потребуется мультиметр. С его помощью удастся найти обрыв и затем можно будет устранить неполадку. 

Как сделать проверку датчика уровня топлива, подключив мультиметр? 

Для оценки работы датчика уровня топлива подключают мультиметр к разъему ДУТ, чтобы проверить сопротивление при разных уровнях горючего. Как правило, с увеличением и уменьшением количества топлива меняется и сопротивление, мультиметр показывает изменения. Если показатели остаются прежними (или они некорректные), скорее всего, ДУТ вышел из строя.

Где поставить ДУТ

За подключением датчика уровня топлива лучше обратиться к мастерам: это поможет быть уверенным в точности настройки и показаний. 

Специалисты «Глонасс мониторинг авто» выполнят установку высокоточных ДУТ, что поможет контролировать реальные затраты топлива, выявлять его сливы, контролировать водителей. Расходы на установку окупятся уже через пару месяцев. Оставьте заявку или позвоните: мы подберем подходящее оборудование для вашего автопарка.

Популярный статьи

    Зачем нужен тахограф

    25.09.2024/

    Тахографическое оборудование не только фиксирует вышеуказанную информацию, но также шифрует ее и надежно хранит в первоначальном виде. Поскольку информацию о…

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *